Концессия и МЧП
Основы правового регулирования деятельности в сфере заключения и реализации концессионных соглашений установлены Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон № 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ, сторонами концессионного соглашения являются:
Концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Объектами концессионного соглашения являются объекты, определнные статьей 4 Закона № 115-ФЗ.
Существенные условия, которые должны включать в себя концессионные соглашения, определены статьей 10 Закона № 115-ФЗ.
Порядок заключения концессионных соглашений регламентируется главой 3 Закона № 115-ФЗ.
Особенности регулирования отношений, возникающих в связи подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельный объектов таких систем определены главой 4 Закона Закона № 115-ФЗ.
Порядок заключения концессионных соглашений, а также контроль за их исполнением в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" регламентирован решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 26.09.2013 № 595-р "Об утверждении Положения "О концессионных соглашениях, объектом которых является имущество муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соотвествии со своими полномочиями ежегодно до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Данный Перечень носит информационный характер и отсутствие в нем какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 Закона № 115-ФЗ.
Перечень объектов, находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2020 год, утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 03.11.2020 г. № 831."
Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2021 год, утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 03.12.2020 № 965Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2022 год утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 15.11.2021 № 1408
Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2023 год утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 11.01.2023 № 80
Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2024 год утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 16.01.2024 № 109
Распоряжение Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 02.11.2022 № 574-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию муниципально-частного партнерства на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" скачать
Муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенном в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 224-ФЗ, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий:
1) обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства;
2) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве;
3) осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;4) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;
5) ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве;
6) обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве;
7) представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" регламентированы решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 20.05.2016 № 238-р "Об утверждении положения "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар".