История

C:\Users\Мартынов\Desktop\Дизайн Брошюры Н-Мара 2015\DSC_7157.JPG

О строительстве морского порта в устье Печоры мечтали многие выдающиеся люди России – купцы Василий Латкин и Михаил Сидоров, исследователь Севера Владимир Русанов. Мещанин Александр Деньгин несколько раз обращался к императорам Александру I и Николаю I по вопросу строительства порта на Печоре. В 1886 году исследователь Севера и богатый купец Александр Сибиряков построил небольшой 2-рамный завод на острове напротив села Куя, рядом с небольшой пристанью, протяженностью 30-40 метров сплошной свайной набивки с настилом из бревен. В 1888 году, проработав всего два года, лесозавод этот сгорел.

Лесозавод

В 1900 году шведский подданный Альфред Лидбек в черте современного города построил лесопильный завод «Норд», который также сгорел через пять лет. В 1902 году начато строительство парового лесопильного завода Товарищества «Стелла Поларе». Это было одно из крупнейших предприятий Архангельской губернии. Время его расцвета пришлось на период общероссийского подъема экономики и промышленности – 1907-1914 гг. В те далекие времена в Усть-Екушанском шару было создано мощное промышленное предприятие – комплекс из трех десятков производственных, служебных и жилых зданий. В ноябре 1918 г. этот лесозавод сгорел и был восстановлен через несколько лет после окончания гражданской войны. Вплоть до начала ХХI века Печорский лесозавод считался крупнейшим промышленным предприятием Ненецкого автономного округа.

Сквер Победы. 1969 г.

Начиная с 1930 г. в низовьях Печоры было развернуто строительство нового рабочего поселка Белощелье, где был основан морской и речной порт. Выбор места под строительство в районе каботажного участка Белощелье не случаен: тут была удобная стоянка для морских пароходов, находилась перевалочная база для морских и речных грузов, рядом дымились трубы лесозавода. 17 октября 1930 г. было организовано Белощельское строительство, которое должно было ввести в строй общежитие, дом типографии, больницу, сезонный барак, столовую, почту, дом оленсовхоза. Недостаток строительных материалов компенсировался перевозкой домов из деревень - Куя, Пустозерск, Тельвисочное, Екуша, Бедовое.

Морской порт. 2005 г.

Важную роль в создании нового поселка играл быстро развивающийся Печорский морской порт - здесь возводились вокзал, причалы, электростанция, каркасный склад, жилые бараки. 10 марта 1931 г. Ненецкий окрисполком вынес на обсуждение трудящихся вопрос о переименовании Белощелья, т.к. название будущей столицы округа должно было быть понятным ненецкому населению (Белощелье ненцы называли “Парыв завод” - “Горелый завод”). Из трех предложенных названий: Нарьян-Мард (Красный город), Едеймард (Новый город) и Ненецк наиболее звучным и понятным было Нарьян-Мард - Красный город, созданный в разгар первой пятилетки для освоения Арктики.10 октября 1931 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), учитывая пожелания жителей округа, вынес постановление:

«1. Присвоить вновь образованному рабочему поселку при лесопильном заводе № 51 имени Дзержинского в Ненецком округе Северного края наименование Няръян-Мард

2. Включить в состав этого поселка прилегающие к нему населенные пункты: Белощелье и Калюш».

Улица Смидовича. 1969 г.

Официально рабочий поселок Нарьян-Мар (это название как более благозвучное стало использоваться почти сразу) стал административным центром округа по Постановлению ВЦИК 2 марта 1932 г., но основные окружные органы власти переместились туда из Тельвиски уже к 7 ноября 1931 г. Тогда же, в ноябре 1931 г., Президиум окрисполкома утвердил план строительства зданий социально-культурного, административного и хозяйственного значения в округе на 1932 год, в котором особое внимание уделялось развитию Нарьян-Мара. В 1932-1935 гг. были возведены здания педагогического техникума (ныне социально-гуманитарный колледж), Дом печати (ныне ТРК “Заполярье”), Дом связи, пекарня, овощехранилище, пожарное депо, жилые дома и бараки. К трехлетнему юбилею округа в январе 1933 г. в Доме ненца открылась окружная краеведческая выставка, на базе которой в сентябре 1934 г. был создан окружной музей. Из Оксино в 1934 г. был переведен в новое здание педагогический техникум. В 1935 г. Нарьян-Мар представлял собой уже довольно крупный поселок с населением около 8 тысяч жителей.

Нарьян-Мар. Центр. 1960г.

Остро стояла жилищная проблема, т.к. количество жителей стремительно увеличивалось. 9 апреля 1934 г. Пленум Ненецкого окрисполкома принял Постановление о преобразовании рабочего поселка Нарьян-Мар в город:

«Рабочий поселок Нарьян-Мар, являющийся окружным центром Ненецкого национального округа, имеющий в своей черте речной и морской порт, через который проходят большие богатства заполярного Севера (лес, уголь, нефть, пушнина, оленпродукция), насчитывающий свыше 8 тысяч населения, в т.ч. рабочих лесопильного завода свыше 1000 человек, преобразовать в город окружного подчинения...» Окончательное решение по вопросу об изменении статуса Нарьян-Мара было принято Президиумом ВЦИК 10 марта 1935 г. –«в связи со значительным увеличением населения, а также ростом культурных и промышленных предприятий преобразовать рабочий поселок Нарьян-Мар в город Нарьян-Мар». Так на карте СССР появился еще один город с красивым и необычным названием - Нарьян-Мар.

Красные звезды Красного Города. 1932 г.

В марте 1935 г. начинает свою работу горсовет во главе с Иваном Григорьевичем Епифановым. В 1935-1940 гг. Нарьян-Мар стремительно рос - было возведено около 120 жилых домов общей площадью 15 тыс. кв. м, построено здание Дома Советов (ныне Администрация НАО), новые школы, детские сады, дом отдыха (ныне санаторно-лесная школа), больницы, магазины, аптеки, ветлаборатория, баня и т.д. Однако положение с жилыми помещениями по-прежнему оставалось тяжелым - многие семьи ютились в бараках, землянках и полуземлянках. Центр нашего города в районе морского порта застраивался, в основном, двухэтажными брусовыми домами, на окраинах (Качгорт, Калюш, Городецкий) строились одноэтажные частные дома и землянки. Появлялись первые улицы, проспекты и площадь Нарьян-Мара – те самые «деревянные дома, деревянный тротуар» маленького заполярного городка.

Папанинская экспедиция. Апрель 1937 г.

В 1936-1937 гг. через Нарьян-Мар пролегли трассы сталинских маршрутов: здесь две недели ожидала вылета экспедиция «Северный полюс-1» под руководством академика О.Ю. Шмидта и И.Д. Папанина, здесь базировались самолеты знаменитых полярных летчиков М.В. Водопьянова, Ф.Б.Фариха, В.М. Махоткина и других знаменитых пилотов. С 1939 года была открыта постоянная воздушная трасса Архангельск – Нарьян-Мар.

В октябре 1937 г. начал свою работу профессиональный Нарьян-Марский драматический театр, развернула свою научную деятельность оленеводческая зональная станция. Развивался в Нарьян-Маре и промышленный сектор: открыты Печорский рыбозавод (1940); заготсбытконтораМаслопрома (1939); горпромкомбинат (1941), объединивший столярно-бондарную мастерскую и Екушанский кирпичный завод. К 1940 году город стал крупным административно-культурным центром - здесь находились три общеобразовательных школы на 1668 учащихся, в двух больницах на 145 коек (городской и водников) работало 9 врачей и 70 работников среднего медперсонала, открылся кинотеатр “Арктика”. Население Нарьян-Мара выросло до 13,7 тыс. чел.(1939).

Ул. Смидовича. 1960-е годы

Так всего за несколько лет бурного строительства вырос на берегах Печоры наш Нарьян-Мар - заполярный город рыбаков, оленеводов, рабочих, морские, речные и воздушные ворота в Арктику, важнейший административный, культурный и торговый центр Ненецкого национального округа.

В годы Великой Отечественной войны административный центр Ненецкого национального округа, раскинувшегося на тысячу километров по северной границе СССР, стал важной точкой на карте руководителей Беломорской военной флотилии. Морской порт, гидроаэродром и аэродром – три объекта, значимых для осуществления военных перевозок, противодействия силам противника господствовать в Баренцевом и Карском морях.

Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

В 1941 году формировались отряд народного ополчения и истребительный батальон, проводились учения и стрельбы. За годы Великой Отечественной войны наш морской порт обработал сотни тысяч тонн грузов, в том числе только угля 103,6 тыс. тонн, обеспечивая перевозки торгового и военного флота, нужды Карельского фронта. В 1944 году труженики Нарьян-Мара построили два боевых самолета для летчиков-северян: тяжелый бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского порта» передали 44-му смешанному авиаполку Беломорской флотилии, истребитель Як-7 Б «Нарьян-Марский судостроитель» - комэску 20-го истребительного авиаполка Герою Советского Союза капитану Алексею Тарасову, вскоре сбившему на нем два немецких самолета.

Важной вехой в истории Нарьян-Мара стало введение в эксплуатацию теплоэлектростанции мощностью 500 кВт (1956), что позволило надёжно электрифицировать Нарьян-Мар. Широкое развитие получила и местная промышленность: Нарьян-Марский горпромкомбинат вырабатывал в 1950-е гг. для населения округа лимонад, меховую обувь, мебель, столярные изделия. Визитной карточкой Нарьян-Мара стало здание Главпочтамта, построенное по оригинальному проекту архитектора М.Ф. Кибирева. В 1958 году в окрестностях Нарьян-Мара начинается нефтяная эра: первые несколько разведывательных скважин были забурены геологами Ненецкой экспедиции.

Центральная улица города. 1960-е годы

В 1960 году утвердили новый генеральный план застройки, по которому в центре города должны были начать строить четырехэтажные кирпичные дома. С этой целью планировалось строительство водопровода, канализации, мощной центральной котельной, соорудить водозащитную дамбу, осушить болото. Но многие работы продвигались крайне медленно из-за недостаточного финансирования. В 1967 году было создано Нарьян-Марское строительно-монтажное управление, которое начало активно застраивать город деревянными и кирпичными домами. Но долгое время наш город воспринимался как деревянно-двухэтажный – совсем как в песне: «Деревянные дома, деревянный тротуар…».

В Нарьян-Маре начали строить первые каменные здания: в 1963 году возведена школа №3, в 1964 году был завершен постройкой Дом культуры. Начали возводить первые кварталы жилых домов с центральным отоплением. В 1955 году в Нарьян-Маре была организована автоконтора, которая к середине 60-х гг. имела 6 автобусов и 27 грузовых автомашин. С 5 ноября 1955 года в городе были организованы автобусные пассажирские маршруты.

Ансамбль «Хаяр» на праздновании Дня города. 2016 г.

В столице округа были созданы народный театр (1961), ненецкий молодежный ансамбль «Хаяр» (1962), духовой оркестр (1962). В эти годы появляется яркая плеяда деятелей культуры из среды ненцев – поэты В. Ледков, А. Пичков и П. Явтысый, писатель А.Ф. Канюков, журналист В.А. Пырерка, ученый-филолог М.Я Бармич и др. 1 апреля 1965 года в округе начала работу Ненецкая окружная редакция радиовещания «Заполярье» – жители округа стали оперативно узнавать новости из радиожурналов и передач. В 1964 году всю страну облетела знаменитая песня «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар», написанная поэтессой Инной Кошежевой и композитором Геннадием Пономаренко.

Ул. Рабочая. Дорога в аэропорт

Масштабное строительство развернулось в Нарьян-Маре с середины 1970-х годов. Серьезная работа велась по оснащению и укреплению транспорта округа. В связи с государственной важностью в 1970-е годы была проведена реконструкция Нарьян-Марского морского порта: построены новые причалы и склады, смонтированы мощные портальные краны «Ганц» (1976), ставшие одним из символов нашего города. В 1980-е гг. около города начат строительством новый аэропорт с бетонной полосой. Почти ежегодно вводились в эксплуатацию новые объекты: кинотеатр «Дружба» (1978), каменные здания Ненецкой школы-интерната(1983), общежития ПТУ, детского дома (1987), средней школы №1 (1988). С вводом в 1977 году в эксплуатацию газопровода «Василково - Нарьян-Мар» протяженностью 63 километра появилась возможность снабжать природным газом Нарьян-Мар.

Ул. Ленина. Вид на Храм Богоявления с колокольней

Одновременно возводятся такие крупные объекты, как нефтебаза, хлебозавод, очистные сооружения, типография, мосты через Качгортинскуюи  Лесозаводскую курью, водозабор, Дом быта, школы, поликлиника и т.д.  На площади Ленина было построено здание окружкома КПСС (ныне городская администрация) первое высотное здание из красного кирпича, которое стало одним из главных украшений центра города. Активно в эти годы велось жилищное строительство – возводились как деревянные, так и кирпичные дома (первый был построен в 1972 г.).  В 1981 году был введен в эксплуатацию первый пятиэтажный панельный 60-квартирный жилой дом. В 70-80-е годы в Нарьян-Маре создается система центрального отопления, водо- и газоснабжения. История города была запечатлена в многочисленных памятниках и мемориальных досках – в эти годы были открыты памятник В.И. Ленину (1970), памятник Нарьян-Марским портовикам (1980), бронзовый бюст Г. Хатанзейского (1978), установлены мемориальные доски И.П. Выучейскому, А.П. Пырерке, И.К. (Тыко) Вылке, Г.В. Хатанзейскому.

Администрация Нарьян-Мара

Девяностые годы стали периодом испытания для Нарьян-Мара, как и для всей страны в целом. Однако, несмотря на это, в Нарьян-Маре именно в эти годы были возведены крупные строительные объекты социальной значимости – главный корпус окружной больницы (1994), здание аэропорта (1992), гостиница «Печора» на 100 мест, спортивный клуб «Норд» (1995), окружная школа №5 (2000), культурно-спортивный комплекс (2000) и т.д. Одним из самых красивых строений города стало здание православной церкви Святого Богоявления Господня, начатое возведением в 1997 году. В серьезный кризис из-за острой нехватки сырья в 1990-е годы попали старейшие предприятия НАО – Печорский лесозавод и рыбокомбинат, ликвидированные в 2002-2004 гг.

Аэропорт города

В последнее десятилетие, с активизацией на территории Ненецкого автономного округа добычи нефти и газа, в Нарьян-Маре началось активное строительство социальных объектов, благоустроенного жилья взамен старых, деревянных, обветшавших жилых домов. С 2005 года облик города значительно преобразился – многоэтажные дома, прямые асфальтированные улицы, современные дворцы спорта, офисные здания, новые здания школ и детских садов, храмовые комплексы. Город заметно благоустраивается, создаются зоны отдыха, детские площадки. Красный Город Нарьян-Мар выглядит значительно помолодевшим и красивым.

Центральная ул. Ленина